ВОЗНЕСЕНИЕ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ
Священник Андрей Нырков.
Паломничество наше, как и всякое доброе дело, началось с искушений. Средних и малых. Утром 6 июня 2016 года традиционный для Израиля контроль безопасности занял столько времени, что паломническая программа, начиная с самого первого дня оказалась откорректированной на ходу. Точнее сказать, ее откорректировал Промысел Божий. Первым пунктом посещения оказался православный приход в Яффе. Именно приход, а не артефакт библейской археологии, поскольку на территории храма, расположенного вблизи с гробницей св. праведной Тавифы большая разноязычная приходская семья-община праздновала очередное окончание занятий в Воскресной школе. Через эту «семейную» призму воспринималось и все наше последующее пребывание на Святой Земле, где Сын Божий стал Сыном Человеческим, а верные Ему люди вошли в Божью семью – Церковь через усыновление – Крещение.
Последующие два дня, в точном соответствии с евангельской хронологией группа провела в Галилее, где прошли детство и юность Спасителя. Подобно апостолам в первые безмятежные дни их знакомства с Господом мы могли радоваться яркому солнцу, теплым водам Тивериадского моря, буйной южной растительности, зеленеющей наперекор засушливому палестинскому лету. Неотмирность горы Фавор здесь причудливо сочетается с неутомимым ритмом восточной жизни Каны Галилейской или курортных зон Тивериады. При этом грозным предостережением христианскому сердцу стало посещение раскопок упоминаемого в Евангелии городка Хоразин, жители которого оказались так преступно легкомысленны и глухи.
Три паломнических дня наша группа затем провела в окрестностях Иерусалима и Вифлеема – городов, где Христос родился и где Он закончил Свою земную жизнь. Долгожданный ремонт в храме гроба Господня вызвал двоякие чувства – и осознание необходимости данного процесса и естественную для паломника жалость невозможности видеть величайшую святыню христианского мира во всей ее законченности и полноте. На месте Рождества Христова последовательно молились на двух литургиях, одну из которых по-арабски возглавлял Севастийский архиепископ Феодосий (Аталла Ханна). Помимо арабского языка богослужение здесь совершалось по-гречески и частично по-славянски. Подобным же образом (на греческом, славянском и румынском языках) происходила и ночная литургия на Гробе Господнем, которую возглавлял греческий архиерей иерусалимского патриархата.
Литургической кульминацией паломничества стало богослужение в праздник Вознесения Господня, отслуженное в Спасо-Вознесенском монастыре на г. Елеон. Возглавляли его два архиерея из Русской Зарубежной Церкви. Под конец богослужения монастырь посетил Иерусалимский патриарх Феофил, поздравив насельников и паломников с великим праздником.
Заключительные два дня наши паломники посвятили древним монастырям в пустынях близ Святого Града а также малым монастырям в самом Иерусалиме. Традиционное шествие по крестному пути было предварено посещением музея истории Святой Земли. Кроме того паломники посетили другие объекты, связанные с библейской археологией. Вечером 13 июня группа отбыла в Москву.
Фото