Священник Андрей Нырков
На первый взгляд, наше посещение Святой Земли задумывалось и планировалось в весьма неподходящий исторический момент . На дворе стоял ноябрь 2012 г., в самом разгаре был арабо-израильский конфликт в Секторе Газа. Политическая обстановка в означенном регионе и в целом по стране грозила стать чрезвычайно радикальной и даже непредсказуемой.
Неудивительно, что многие потенциальные паломники из числа наших прихожан поначалу реагировали искренним непониманием на предложение посетить Израиль. Однако, все в руках Божиих – как потом не раз пришлось убедиться. Ко дню нашего отправления (10.03.2013) обстановка в Израиле в целом стабилизировалась, и о Секторе Газа никто из серьезных политиков вслух не вспоминал. Впрочем, ощущения продолжающегося чуть прикрытого военного конфликта не покидало меня во время пребывания в Израиле.
Вообще говоря, одним из моих личных открытий, вынесенным из данного посещения стало осознание того, что Израиль, как монолитное государство, просто не существует. Многие годы до этой поры я смотрел на политическую карту Ближнего Востока, отмечал там для себя Израиль, как карликовое государство в ряду прочих небольших стран. Цветное пятнышко вытянутой формы. В реальном Израиле на самом деле оказалась жуткая чересполосица территорий, дорог и объектов, контролируемых то еврейскими солдатами, то (в разной степени и гораздо реже) арабскими палестинцами. И это динамическое равновесие время от времени то и дело грозит нарушиться.
Почувствовать косвенно остроту арабо-израильского конфликта нам пришлось уже ваэропорту Домодедово. Прежде чем сесть в самолет до Тель-Авива пассажирам предстоял въедливый и лишенный особой приятности разговор с израильскими сотрудниками,отвечающими за безопасность авиаперевозок. Чемоданы россиян при этом перетряхивались весьма немилосердно. Наибольшее затруднение с транспортировкой у меня лично вызвало металлическое кадило, которое надо было периодически предъявлять и объяснять что это такое.
Неприятности общения и трудности пути, однако, были щедро компенсированы богатством неповторимой природы Святой Земли, а самое главное, благодатью Божией, обильно присутствующей в этих местах. Из морозной заснеженной Москвы мы попали в благоухающие, залитые солнцем тропики. В духовном же отношении за короткий период удалось прикоснуться к историко-догматическому содержанию всего церковного года, начиная от Рождества, достигая Пасхи Христовой, и далее двигаясь к Успению Пресвятой Богородицы.
В первый день и несколько часов по прилете я с большим трудом заставлял себя вниматьпроисходящему вокруг меня. В голове стоял плотный шум от авиадвигателей, организм привыкал к иному климату. Тем не менее, первым делом мы отправились к главной святыни Святой Земли – храму Гроба Господня, чтобы поклониться страданиям, смерти и воскресению Спасителя нашего Иисуса Христа. Наша группа успела зайти туда за несколько минут до закрытия, и здесь меня ждало еще одно открытие, о котором я раньше не думал или не давал себе труда задумываться. Может это звучит кощунственно, но величайшая святыня христиан – храм Гроба Господня – есть, так или иначе, потомственный семейный бизнес в руках определенной мусульманской семьи хранителей ключей. В первый день паломничества это как-то особенно мне бросилось в глаза. Забегая вперед, можно отметить, что и прочие великие святыни, освященные спасительными событиями из жизни Господа (место Вознесения, гробница воскрешения Лазаря и т. д.) ныне содержатся в пленении у иноверцев, которые делают на них свой «духовный» бизнес.
Еще одним дополнением к данному открытию стал внешний вид святынь. Насколько же реальное состояние их отличается от глянцевых фотографий в наших атласах и путеводителях! Сама Кувуклия в храме Гроба Господня, например, находится в жутко аварийном состоянии, и элементарно грозит обрушиться. По периметру она даже обвязана металлическими рельсами-стяжками. Как я раньше их не замечал?!.. Православный придел на Голгофе – тесный и маленький, постоянно запруженный пестрой разноголосой толпой, также никак не ассоциировался в моем сознании с величественными фотоснимками, виденными прежде. Блистающая металлическая звезда на месте Рождества Христова, куда мы приедем на следующий день, тоже совсем не производила впечатления чего-то великого. И это место рождения Богомладенца?.. Какой-то невысокий закут в подвальном закопченном помещении. Вт она, небольшая каменная плита с фигурной металлической вставкой в виде звезды. Толпа народа вокруг. До предела обыденно.
Единственным объяснением, позволяющим примирить в моем сознании подобные парадоксы,стало понятие «кенозис». Этот греческий термин, означающий «умаление», «истощание» Божества является характерной чертой земной жизни Христа, родившегося в убогом вертепе, всю взрослую самостоятельную жизнь не имевшего «где главу подклонить», и скончавшегося в муках на кресте. Очевидно христианские святыни Св. Земли здесь повторяют судьбу своего Владыки, находясь за редкими историческими исключением, в крайне униженном положении. Чудом, вообще, является, что они просто сохранились до наших дней. Чудом здесь сохраняется само христианство, несмотря на крайне неблагоприятную, в целом враждебную обстановку в этом регионе. (В качестве небольшой иллюстрации приведу в пример свой собственный неофициальный поход по улочкам старого Иерусалима. За короткое время я почувствовал на себе изрядное количество недоброжелательных взглядов со стороны арабов-мусульман. Каково же здесь жить христианам постоянно?)
Продолжение следует.